#35 (51)::Муки ломки
26 сентября 2010 Константин ВОЛКОВ
В прошлом году закупочные цены на металлолом снизились в несколько раз: на черный лом упали больше чем в два раза — до 7 тыс. рублей за тонну. Сейчас они немного подросли (на 2,5—3 тыс. рублей), но все равно не достигли докризисного уровня. Предприятия, специализирующиеся на цветных металлах, тоже показали весьма средние результаты.
До кризиса в стране ежегодно образовывалось, по разным оценкам, от 40 до 70 млн тонн черного и цветного металлолома. Но крупные компании предпочитали инвестировать в более доходные проекты. Естественно, аффилированных с металлургами предприятий на этом рынке более чем достаточно, но зачастую переработка, а особенно сбор лома, остается уделом среднего, иногда полукриминального бизнеса. Чтобы получать в этой сфере реальные прибыли, нужны серьезные объемы, но большинство участников рынка просто не располагают финансовыми ресурсами для наращивания оборота. Потенциальные инвесторы — меткомбинаты настолько централизовали прием лома, что вполне в состоянии контролировать общий уровень цен, не создавая собственной полноценной цепочки сбора и переработки.
Между тем рынок металлолома важен для металлургии больше, чем может показаться на первый взгляд. В Японии, например, порядка 60% металлургической продукции производится из лома. Доля черного лома в российской металлургии не превышает одной трети, значительная часть отечественных металлургических предприятий предпочитает работать на руде. Что же касается цветного вторсырья, то, скажем, свинец производится из него больше чем наполовину, медь — примерно на треть, а алюминий — лишь на 15%. Тем временем сырье из металлических отходов оказывается примерно на 70% дешевле, чем из руды, за счет отсутствия расходов на разведку, добычу и глубокую переработку.
Розница — наше все
Система сбора лома и отходов цветных и черных металлов в России была разрушена в «лихие» 90-е годы. Сфера постоянно подвергалась различным переделам. Вторичный металл вывозился с захваченных рейдерами предприятий целыми составами. Положение стало выравниваться лишь к середине 2000-х, когда крупные переработчики прибрали к рукам большинство независимых участников рынка. Незадолго до кризиса Олег Дерипаска предложил возродить централизованную систему «Втормет» и передать ее ему в управление. Но тут в ход событий вмешался кризис. И более-менее отлаженная система сбора металлолома стала по российским меркам малорентабельной.
Сегодня в России металлурги потребляют менее 30 млн тонн лома. Прибыли переработчиков весьма скромны, поскольку главным поставщиком вторичного металла были предприятия, значительно снизившие количество выпускаемой продукции за последнее время, а значит, уменьшилось и количество отходов. Так как предприятия стали меньше производить, упал спрос и на лом. Развивающаяся и укрупняющаяся сеть по сбору и переработке вторичного металла оказалась в сильнейшем кризисе. Снижение объемов производства повлекло за собой снижение цен и спроса на металлолом. Предложение утилизировать на протяжении двух лет 400 тыс. авто пришлось весьма кстати простаивающим без дела переработчикам.
«Четыреста тысяч автомобилей, которые должны быть утилизированы в этом году, — это минимум 200 тыс. тонн черного и цветного лома, но они легко могут потеряться среди 26 млн тонн лома в России», — говорит директор по общим вопросам предприятия «Втормет» Юрий Воронцов. С каждого легкового автомобиля можно получать от 500 до 700—800 кг сырья для переплавки и сэкономить на прямой поставке до 300 долларов. Ведь расходы на поддержание полноценной сети сбора и переработки лома в России оказываются традиционно высокими.
Лидером в области переработки цветных металлов в России считается «Пермцветмет», перерабатывающий преимущественно алюминий. У предприятия, полагают специалисты, дела идут отлично, оно расширяется, несмотря на нелегкие времена (в конце прошлого года «Пермцветмет» купил подольский «Завод вторичных металлов и сплавов»). Кроме пермского завода, в число лидеров входит саранский «Мордоввторцветмет», новосибирский «Сибэлком» и люберецкая Промышленная компания «Втормет».
Если говорить о черных металлах, то к ним относятся отходы литья, окалина, стружка, пришедшие в негодность изделия из железа, чугуна, нержавейки. По данным информагентства «Кред-информ», специализирующемся на снижении коммерческих рисков, переработкой лома черных металлов занимаются такие крупные предприятия, как то: магнитогорский «Профит», который в прошлом году купил ММК, «СГМК-Вторресурс» в Кемерово, «Вторчермет» в Петербурге. Все заводы, перерабатывающие вторичный металл, завязаны на розничные поставки, то есть на скупку лома у населения, со строек и пр. От предприятий, в силу спада производства, отходов поступает немного. Ограниченное предложение, естественно, порождает жесткую конкуренцию.
От бомжа до плавильной печи
Цепочка переработки металлолома в России выглядит так: все начинается с розничных пунктов приема, расположенных в жилых районах. Оттуда собранный металл поступает на оптовый склад для сортировки. Дальше, если владелец склада не стеснен в средствах, он может отложить металл и подождать, пока цена на него поднимется, а потом продать на бирже. Если же деньги нужны срочно, то собранный металл тут же продается заводам для переплавки. Плавильные заводы покупают лом как для собственных нужд (выпуск проката, например), так и для продажи за рубеж. Металл, выплавленный из российского лома, в первую очередь цветной, уходит в Японию, Китай, Европу, США.
Районные пункты сбора зачастую представляют собой просто контейнер, в лучшем случае — вагончик бытовки. Такие пункты появляются на пустырях, автостоянках и прочих подобных местах. Обычно их открывают без лицензии. До кризиса такие пункты имели договоры с предприятиями, выступая в качестве своего рода филиалов. Но сегодня, по разным оценкам, заводы, которым стало не по карману платить налоги с районных точек, официально владеют лишь 30—50% приемных пунктов. Ведь лицензия стоит 400—600 тыс. руб-лей, да и ждать ее получения придется месяца два. К тому же нужен договор аренды, а также специальное оборудование: собственная или арендованная рабочая площадка, перегружатель, весовое оборудование, пресс для пакетирования лома, системы для газорезки, самосвалы, лаборатория для анализа химического состава металлов и обученный персонал. Инвестиции могут составлять порядка 1 млн долларов, поэтому все решается гораздо проще. «Отчисления участковому составляют 200—300 долларов в месяц, — рассказывает один из участников рынка. — Даем рекламу о сборе металлолома в местной прессе, в районной газете, например. Основные наши поставщики — бомжи, дворники из стран СНГ, строители, разбирающие сносимые пятиэтажки».
Отдельно стоит выделить «баночный» бизнес. Алюминиевые банки из-под пива и других напитков приносили раньше неплохой доход. Первыми этот бизнес освоили бомжи. Пока банки брали на вес, излюбленным трюком бездомных было напихать внутрь банок сырой глины. Поэтому приемщики заранее принимали банки с недовесом, а затем и вовсе перешли на поштучный прием. Тем временем бомжей сменили так называемые группы пожилых. Летом пенсионеры собирают банки, в пустой гараж ставят небольшой пресс и складывают упакованную добычу. Зимой от переработчика приходит грузовик, и в него загружается все найденное. Расплата — наличными на месте. До кризиса за сезон небольшая «группа пожилых» могла заработать порядка 30 тыс. долларов, когда банки принимали по 1,9 тыс. долларов за тонну. Сегодня доходы упали, банки берут по 1,2 тыс. долларов тонна. По неофициальным сведениям, контролируют сбор банок преимущественно азербайджанцы.
Другие источники
С 2004 года на улицах можно увидеть так называемые фандоматы — аппараты для приема банок. «Всего их в столице более 2000 штук. Однако дела у владельцев аппаратов идут не лучшим образом, слишком низкую цену они предлагают за банку», — поясняет Игорь Адабир, коммерческий директор компании «Ориспром», занимающейся переработкой лома. Довольно большое количество втормета поступает со строек. Медные провода и латунные трубы из сносимых пятиэтажек, алюминиевый профиль из реконструируемых магазинов. Занимаются этим, как правило, бригадиры строителей. Еще один источник лома — свалки. Крупная свалка, по подсчетам компаний, работающих со вторметом, дает в месяц примерно 60 тонн цветного металла.
Лом, собранный на первичных пунктах приема, поступает на оптовые склады. Здесь работают профессионалы, способные с первого взгляда отличить, какой перед ними металл и сколько за него можно выручить. На складах идет сортировка: обычная латунь, двойная латунь, электротехническая медь, в том числе и «блестяшка», как называют очищенные провода, радиаторы парового отопления, алюминий различных сортов и пр. Мастер на складе отслеживает биржевые ставки на тот или иной металл, в условиях жесткой конкуренции особенно важна способность быстро выделить из горы привозимого хлама то, что выше всего котируется на сегодняшний день. Помимо биржи, склады зарабатывают и на разнице в закупочных ценах. Если, скажем, весь алюминий на приемном пункте принимается по одной, нижней, цене, то на складе он разбивается на пять групп, имеющих различную стоимость. Что касается меди, то, допустим, разница в стоимости микса и литого куска может достигать 1000 долларов за тонну.
Еще одна статья дохода — за большой опт завод-переработчик дает цену выше, чем за небольшое количество втормета. Считается большой удачей, если удается найти сплавы алюминия моторной группы АК-12, это отборное сырье, уже готовое к переработке, поскольку в нем нет никаких присадок. Соответственно, на бирже оно котируется особенно дорого.
«Пункт приема имеет примерно 200 долларов с тонны алюминия и 500 долларов — тонны меди. Районный приемщик черного лома может выручить примерно 5—10 тыс. долларов в месяц», — подсчитал эксперт аналитического отдела «Крединформ» Станислав Колотилов. Те, кто хочет попробовать себя в этом бизнесе, могут заключить договор на поставку металла. В таком случае в течение определенного срока оговоренные объемы металла принимаются по фиксированной цене. А дальше как получится.
Доходы оптовиков значительно выше, здесь речь идет уже о сотнях тысяч, если не о миллионах долларов. Но независимым ломозаготовительным предприятиям становится все труднее и труднее конкурировать с крупными компаниями, имеющими свои филиалы практически во всех «ломовых» регионах страны. А поставлять металлолом на предприятия мелкому ломозаготовителю практически невозможно: комбинаты работают или через свои структурные подразделения, или с хорошо зарекомендовавшими себя крупными компаниями, в том числе региональными вторчерметами.
Что касается переплавки вторичных металлов, то этим занимаются крупные заводы, а также отдельные компании, арендующие или унаследовавшие с советских времен плавильные мощности. Мечта любого перерабатывающего предприятия — заключить договор с компанией, имеющей дело с металлом, например, производящей алюминиевые банки, и переплавлять отходы в готовое сырье.
Неуверенный рост
Нынешнее оживление на рынке может частично вернуть переработчикам былые прибыли. Рынок лома, возможно, будет потихоньку подниматься, полагают аналитики компании «Брок-Инвест-Сервис», за-нимающейся торговлей металлом. Выросла себестоимость стали в Китае и производства заготовки из лома в Турции, также начался сезонный подъем цен на лом на мировых рынках. По оценкам аналитика Credit Swiss Майкла Шилейкера, медь, например, к 2013 году будет стоить более 10 тыс. долларов за тонну (сейчас примерно 7,6 долл./т).
Этого оживления может оказаться вполне достаточно, чтобы ускорить вялотекущий передел на рынке черного втормета. Сегодня большие компании постепенно скупают активы у мелких и средних игроков. На фоне текущего снижения мирового спроса на сталь те, у кого есть в распоряжении достаточная денежная масса, могут именно в данный период «заскладировать» лом по минимальной цене. Если подождать до декабря, когда закончится активный ломосбор и навигация, то за счет повышения закупочных цен на дефицитную для зимнего периода продукцию можно покрыть расходы на хранение и получить достаточно неплохой доход. «В конце 2010 года средняя закупочная цена на черный лом составит 8655 рублей за тонну. В ближайшие три года средние цены будут прирастать на 8,5%», — считает Станислав Колотилов. «Количество желающих развивать производство не увеличивается, все играют на котировках и ждут осени, когда металлургические предприятия будут представлять объемы производства в первом квартале 2011 года и закупать лом исходя из этих данных», — говорит Игорь Адабир. Большинство небольших игроков за время кризиса не получали никаких доходов, кредиты им недоступны, поэтому при первой возможности заготовленный лом отправится на открытый рынок.
Между тем ожидать существенного подорожания лома не стоит, поскольку цена на металлопрокат в обозримом будущем серьезно не вырастет. По мнению представителя аналитического агентства Ruslom, ближе к зиме ожидается подъем в цене на черные металлы примерно на 500 рублей за тонну, но затем предприятия вновь снизят закупочные цены. Сейчас в связи со снижением спроса на стальную продукцию уменьшается потребность в ломе черных металлов. Исходя из опыта 2009 года в осенний период вплоть до декабря наблюдалось падение закупочных цен на лом, и, возможно, это повторится и в нынешнем году. В связи с чем, по оценкам «Крединформа», какие-либо позитивные сдвиги в сложившейся ситуации на рынке лома черных металлов возможны лишь в 2011 году. Зато в течение 2011—2013 годов положительная динамика сохранится. Это объясняется увеличением доли электростали в общем объеме выплавки, введением новых мощностей по производству черной металлургии в Турции, а также планами Минпромторга по развитию российской черной металлургии.
Стагнацию на рынке могут нарушить дальнейшие планы оте-чественного правительства, которое пока не намерено отказываться от программы приватизации. «Если по программе утилизации будут перерабатывать все 1,5 млн автомобилей, ежегодно списываемых в утиль в нашей стране, то цифры станут более значительными и многие игроки смогут обрести необходимую стабильность», — соглашается Юрий Воронцов. Такой сценарий вполне вероятен, ведь сегодня в Минпроме изучают возможность субсидирования не только легковых авто, но также грузовиков и автобусов. Если эти планы удастся реализовать, то благодаря субсидиям, предназначенным для автопрома, российские переработчики вполне смогут наконец всерьез нарастить объем заготавливаемого лома и дождаться высоких цен. Хотя вполне вероятно, что основную прибыль от нежданных субсидий просто распределят между собой дочки меткомбинатов. Тогда в ближайшие годы существенных перемен на рынке не произойдет.
Тэги: